Программа конференции

Открытие
Трек 01
Трек 02
11:00 – 11:10
Открытие конференции
Игорь Вальдман
Генеральный директор АНО «еНано»

Станислав Нисимов
Директор департамента образовательных программ и профессиональных квалификаций ФИОП группы РОСНАНО
11:10 – 11:30
«Перспективные тенденции и форматы современного инженерного образования: лучшие российские и зарубежные практики»
Дмитриий Санатов
Руководитель головного офиса, партнер ЦСР «Северо-Запад»

Подробнее
Доклад будет посвящен проблематике внедрения новых подходов инженерного образования в университетах. На примере отдельных кейсов будет рассказано, какие форматы инженерной подготовки внедряют вузы и почему процесс выбора новых организационных форм важен для успешного обучения специалистов инженерных направлений.

Трек 01. Современное инженерное образование: направления развития

Модератор - Игорь Вальдман
Генеральный директор АНО «еНано»
11:30 – 11:45
«Кадровый потенциал deep tech индустрии: эволюция профессий передового настоящего»
Станислав Нисимов
Директор департамента образовательных программ и профессиональных квалификаций, ФИОП Группы РОСНАНО

Подробнее
Любая новая деятельность создаёт спрос на квалифицированные кадры и их оперативное обучение. Масштабные государственные задачи обновления экономики и технологического лидерства начинаются с изменений, происходящих здесь и сейчас.
Для решения кадровых вопросов передового настоящего Фонд инфраструктурных и образовательных программ разработал технологию быстрой подготовки специалистов под цели развития высокотехнологичных предприятий.
За период 2011-2020 гг. число компаний, получивших поддержку в подготовке кадров, превысило 200. Новые образовательные программы для инженерных и управленческих кадров реализуются с применением дистанционных образовательных технологий, практико-ориентированы и применяются как в системе ДПО, так и для подготовки студентов (общее число обученных превысило 106 тыс. человек). 80 российских университетов и научных организаций стали партнёрами Фонда.
11:45 – 12:00
«Подготовка инженера-композитчика на примере «замкнутого образовательного цикла»
Маргарта Стоянова
Заместитель директора МИЦ «Композиты России» МГТУ им. Н.Э.Баумана

Подробнее
На базе МИЦ «Композиты России» осуществляется полный жизненный цикл подготовки композитчика: ранняя профориентация с детских садов, взаимодействие со школами, магистратура и аспирантура «Индустрия композитов и цифровое материаловедение», доп. образование и повышение квалификации специалистов.

ДОШКОЛЬНОЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
Дети и школьники обучаются на площадке «Инжинириум МГТУ им. Н.Э. Баумана». Сейчас это самая крупная образовательная сеть в Москве, мы сотрудничаем более чем с 200 партнерскими школами, индустриальными партнерами. Мы позволяем школьникам узнать, что такое профессия инженера-композитчика и получить профессиональные навыки в этой области.
Кроме того, мы всегда за здоровую конкуренцию и отпускаем наших студентов «в свободное плавание» на чемпионаты профессионального мастерства, где они показывают впечатляющие результаты. Мы ими гордимся.

МАГИСТРАТУРА
Мы – первый инжиниринговый центр на базе ВУЗа, кто открыл собственное направление обучения в магистратуре «Индустрия композитов и цифровое материаловедение». В 2020 году у нас стартовал уже четвертый набор и студенты уже обучаются. Комплексный подход к обучению через науку и практику, сотрудничество с предприятиями композиционной индустрии позволяют подготовить специалистов, которые готовы работать на реальных производствах. Выпускники знают, как устроено производство, какие у него запросы потому что в период обучения они стажируются на предприятиях, выполняют заказы, которые формируются от них. Получают именно практический опыт и решают кейсы от реальных заказчиков – ключевых игроков рынка материалов.
Студенты также принимают участие в чемпионатах профессионального мастерства, где они могут оценить свой уровень владения навыками, увидеть уровень своих будущих коллег. Здоровая конкуренция – это всегда хорошо.

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
Наш «замкнутый» образовательный цикл позволяет повышать свою квалификацию даже будучи специалистом, работающим на предприятии. В Образовательном центре МГТУ им. Н.Э. Баумана более 20 направлений обучения и более 500 образовательных программ, в том числе и по композиционным материалам.
12:00 – 12:15
«Компетенции для инженеров будущего»
Дмитрий Гужеля
Руководитель Департамента оценки и методологии, АНО «Россия — страна возможностей»

Подробнее
Как найти выход из ситуации, когда все работодатели хотят почти одного и того же, все вузы учат похожим вещам, все студенты понимают, что необходимо развиваться, нет единой онтологии (ни у работодателей, ни у университетов), нет единых оценочных инструментов и согласованных программ, методик и форм подготовки по компетенциям? Что из этого можно отнести к ее достоинствам, а что – недостаткам?
12:15 – 12:30

«Новые методы инжиниринга и подготовки кадров для проектной деятельности на стыке отраслей»
Ярослав Желонкин
Генеральный директор ООО «ФЕРРИ ВАТТ»

Подробнее
Компания «Ферри Ватт» занимается разработкой и изготовлением вакуумного оборудования для решения широкого круга задач науки и промышленности. В выступлении будут рассмотрены особенности рынка и их влияние на глобальное развитие компании, специфика проектной деятельности и науки в малых предприятиях и гос. учреждениях, а также новые методы инжиниринга и подготовки кадров как ответы на вызовы рынка.
12:30 – 12:45
«Выявление и устранение квалификационных дефицитов у специалистов в области микро- и наноэлектроники с помощью инструментов независимой оценки квалификации»
Лилиана Поликарпова
Заместитель генерального директора по организационному развитию и управлению персоналом АО «НИИМЭ», руководитель Центра независимой оценки квалификаций

Подробнее
В рамках выступления будут рассмотрены такие понятия как независимая оценка квалификаций (НОК) и ее преимущества для соискателя и работодателя, нормативно-правовая база, регламентирующая процедуру НОК, практики проведения процедуры независимой оценки квалификаций как способа подтверждения профессиональных компетенций, а также для выявления квалификационых дефицитов и планирования обучающих мероприятий.
12:45 – 13:00
«Инженерная лига — новый проект НОЦ Кузбасс для подготовки инженерных кадров»
Ирина Ганиева
Директор АНО «НОЦ Кузбасс»

Подробнее
Дефицит квалифицированных кадров является острым вопросом практически любой отрасли. Будущее современной инженерии находится на стыке отраслей, подходов и возможностей науки в текущий момент времени. Поэтому подготовка будущих инженеров сложная и в какой-то мере творческая задача, так как будущий инженер должен подходить комплексно к поставленной перед ним задаче.
Кузбасский технический университет им Горбачева и автономная некоммерческая организация «Научно-образовательный центр «Кузбасс» при поддержке министерства образования и науки Кузбасса запустили новый проектный конкурс как инструмент выявления и удержания талантов в регионе.
Инженерная лига Кузбасса является направлением проекта «Школы НОЦ», направленному на масштабную профориентацию в науку и популяризации научно-исследовательской деятельности среди школьников региона.
13:00 – 13:15
«Создание единого научно-образовательного центра для ракетно-космической промышленности»
Ольга Балашова
Заместитель генерального директора, Директор по обучению и развитию Корпоративной академии Роскосмоса

Подробнее
Задачи опережающего развития кадрового потенциала ракетно-космической промышленности до 2030 года. Цели создания Единого научно-образовательного центра и направления деятельности. Направления обучения в ЕОНОЦ.

Трек 02. Новые решения для новой реальности.
Марафон кейсов

Модератор - Сергей Литвинец
Проректор по науке и инновациям ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»
14:00 – 14:20
«Обучение через погружение: предпринимательская практика в реальном бизнесе для студентов университетов. Кейс ТехноСпарка и ТГУ»
Светлана Андреева
Коммерческий директор Школы предпринимательства ТехноСпарка, руководитель программы #стартапдиплом

Виктория Маковеева
Директор Центра предпринимательства ТГУ, заместитель директора института экономики и менеджмента

Подробнее
#стартапдиплом – единственная в России программа, где студенты имеют возможность примерить на себя экономические реалии настоящих бизнесов, а не студенческих или учебных «стартап-проектов». Участники программы получают в работу выверенную бизнес-гипотезу, готовое юридическое лицо, инвестиционную линию на 1–2 млн рублей и контрактную инфраструктуру от бэк-офиса до производства. Задача практиканта — запустить бизнес. В числе партнеров программы уже более 10 университетов из разных регионов России. В кейсе расскажем пример реализации программы в ТГУ.
14:20 – 14:40
«Удаленный доступ к аналитическим приборам — новые возможности для современного образования»
Игорь Чмутин
Руководитель Технологического центра коллективного пользования по направлению «Нанотехнологии и наноматериралы», технопарк «Слава»

Подробнее
В Технологическом центре коллективного пользования Технопарка Слава осуществляется пилотный проект «Удаленный доступ к аналитическим приборам и технологическому оборудованию». Суть проекта заключается в том, чтобы предоставить научным работникам, специалистам, студентам возможность дистанционно проводить измерения на современных аналитических приборах. Поскольку все современные аналитические приборы управляются с помощью персонального компьютера с соответствующим программным обеспечением, доступ к управлению прибором можно предоставить через интернет любому специалисту, освоившему работу с прибором.
Сервис удаленного доступа к приборам также будет широко востребован в регионах, в которых отсутствуют требуемые приборы и оборудование. Услугами ТЦКП уже пользуются не только резиденты технопарка и московские компании, но и компании из различных уголков страны: Нижний Новгород, Ижевск, Владивосток, Калининград.
14:40 – 15:00
«Перевод сотрудников инженерных специальностей на удаленную работу. Новая реальность и требования к ней»
Алексей Карфидов
Сооснователь и генеральный конструктор инжиниринговой компании полного цикла «Карфидов Лаб»

Подробнее
В кейсе рассмотрим особенности перевода сотрудников технических и творческих специальностей на удаленную работу, оценку подобного процесса по степени негативного эффекта, а также варианты его снижения и практику перестройки процесса разработки по текущим контрактам в связи с пандемией.
15:00 – 15:20
«Как стартапу обучать специалистов по всей России и за её пределами»
Алина Зверева
Директор по маркетииингу ExoAtlet Russia

Подробнее
«ЭкзоАтлет» — российская компания, с офисами по всему миру, занимающаяся разработкой и производством экзоскелетов, созданием новых эффективных методик медицинской и социальной реабилитации пациентов с локомоторными нарушениями.
Разработка экзоскелета, дающая пациенту надежду снова ходить, — далеко не тривиальная задача. Ходьба человека в нем должна быть в первую очередь безопасна, поэтому в конструкции необходимо предусмотреть огромное количество настроек, которые позволят в точности подогнать аппарат под каждого пациента.
Помимо этого, ходьба в экзоскелете должна быть физиологична, алгоритмы управления приводами должны в точности повторять биомеханику человека. В идеале необходима параметрическая математическая модель движения человека, зашитая в алгоритмы управления. И это еще не все, что необходимо учесть.
Перед компанией «ЭкзоАтлет», помимо производства и внедрения техники в клиники, встала задача подготовить рынок, прежде всего, обучить специалистов. Расскажем о том, какие решения были найдены.
15:20 – 15:40
«Школа Икс: кейс гринфилда в техническом университете»
Алексей Лысенко
Заместитель директора Института опережающих технологий «Школа Икс» ДГТУ

Подробнее
Новая реальность динамически меняющегося мира требует нового подхода к подготовке системных инженеров, способных решать сложные нестандартные задачи. Темпы появления и созревания новых технологий диктуют потребность в формировании гибких учебных планов, нацеленных на образование современных инженеров. Институт опережающих технологий "Школа Икс" ДГТУ ставит целью трансформацию инженерного образования для ответа на обозначенные вызовы.
Расскажем на опыте Школы Икс о том, как университеты могут запускать трансформационные проекты и формировать новую образовательную парадигму для современных инженеров.
15:40 – 16:00
«Проектная деятельность как инструмент формирования профессионального опыта»
Илья Лепешкин
Начальник Центра проектной деятельности Московского Политеха

Подробнее
В рамках выступления мы поделимся опытом внедрения проектной деятельности в университете и основными принципами ее организации, среди которых одним из приоритетных направлений является работа с индустриальными партнерами и более плотное включение их в образовательный процесс.
16:00 – 16:20
«Востребованные на глобальном рынке наноматериалов кадры. Опыт OCSiAl»
Алексей Дубровский
Technical Sales & Business Development Manager OCSiAl

Подробнее
Андрей Дубровский, технический менеджер по продажам OCSiAl Europe, поделится опытом крупнейшего производителя графеновых нанотрубок по поиску и обучению специалистов в области разработки продуктов для международных рынков литий-ионных батарей, шин, композитных материалов, красок и покрытий.
Андрей расскажет о взаимодействии с кафедрой Технологического Предпринимательства курируемой Роснано; создании OCSiAl собственной кафедры нанокомпозитных материалов НГУ и том, какую карьеру строят выпускники ведущих технических ВУЗов в OCSiAl.
16:20 – 17:00
Завершение, подведение итогов
Игорь Вальдман
Генеральный директор АНО «еНано